Четвертое
поколение реактивных истребителей, вышедшее на сцену в середине
семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века, понемногу
уходит. Перевооружение ВВС ведущих стран мира, запоздавшее на 10 лет,
набирает обороты. Темп гонки задают США, которые в очередной раз
принимают на вооружение новейшие истребители раньше остальных стран из
числа ведущих авиапроизводителей. Но, чем больше говорится об
истребителях пятого поколения, тем чаще задается вопрос: а что это
такое? Какими характерными признаками должен обладать самолет, чтобы
быть причисленным к машинам новейшего типа? Как вообще определяется
принадлежность машины к тому или иному поколению?
Первое
поколение, родившееся в середине-конце 40-х годов, просуществовало
относительно недолго. От винтовых истребителей конца Второй Мировой
войны первые реактивные самолеты отличались, помимо двигателя, большей
на 150-200 километров в час скоростью, рабочим потолком в 13-15 тысяч
метров против 10-11, заметно худшей чем у винтовых машин
маневренностью. Вооружение и прицельно-навигационное оборудование
оставалось практически таким же что и раньше - 2-3 пушки или 4-6
крупнокалиберных пулеметов, оптический прицел. Наиболее известными и
характерными представителями первого поколения являются истребители
МиГ-15 и F-86 Sabre. Дистанции воздушного боя в те времена не превышали
нескольких сотен метров, и разгоревшиеся над Кореей бои, где впервые
сошлись реактивные машины, практически не отличались от воздушных боев
второй мировой. Со временем, характеристики машин становились лучше, и
последние образцы истребителей первого поколения - такие, как МиГ-19
или F-100 Super Sabre - дости! гли сверхзвуковых скоростей. Кроме того,
ряд машин первого поколения прошел модернизацию, получив радары и
управляемые ракеты.
Реактивные истребители второго поколения,
появившиеся на свет к середине 50х годов изначально проектировались как
машины превышающие скорость звука в 1,5-2 раза (максимальные скорости
достигли значений 1800-2200 километров в час), оснащенные
радиолокационными станциями, и ракетами "воздух-воздух" с тепловыми
(инфракрасными) и радиолокационными головками самонаведения. Ракеты и
радар позволили компенсировать возрастание скоростей, увеличив
дистанции воздушного боя и сохранив летчику хотя бы минимальное время
на принятие решения. В это время с самолетов исчезают пушки - в эйфории
"всемирной ракетизации" они повсеместно объявляются устаревшими.
Совершенствование боевых машин идет путем непрерывного наращивания
максимальной скорости и потолка полета. Наиболее яркие представители
второго поколения - МиГ-21 в СССР, Мираж-III во Франции, и F-104 Super
Starfighter в США служили в ВВС десятков стран мира долгие годы, причем
МиГи и "Миражи" остаются в строю до сих пор.
Не успели машины
второго поколения стать массовыми, как из ангаров КБ и авиазаводов
выкатили первые истребители следующего, третьего поколения. Рост цен на
современные истребители, тогда уже ставший заметным, потребовал сделать
реактивные машины многоцелевыми. Именно способность выполнять различные
задачи, и помимо завоевания господства в воздухе атаковать наземные
цели с помощью управляемого оружия - стала отличительным признаком
машин нового поколения. Повышение возможностей машины произошло
благодаря прогрессу в электронике, появились компактные и мощные радары
и оптические системы, пригодные для размещения на самолете. Возросший
вес новых машин был компенсирован появлением мощных и вместе с тем
экономичных двигателей.
F-4 Phantom II и МиГ-23, созданные,
соответственно, в начале и конце 60-х годов, считаются самыми заметными
представителями своего времени, но третье поколение породило и целую
плеяду специализированных машин, которые относят к нему из-за наличия
мощного и разнообразного прицельно-навигационного оборудования и
соответствующего ракетного вооружения. Такими самолетами, например,
являются перехватчик МиГ-25 и ударные машины Су-24 и "Торнадо".
Третье
поколение создавалось еще во времена повышенного увлечения ракетным
вооружением, и ничего кроме разнообразных ракет новые самолеты поначалу
не несли. Воздушный бой во время их проектирования сводился к решению
математической задачи - перехват скоростной маломаневренной цели еще
более скоростной и столь же маломаневренной ракетой. Но десятилетняя
вьетнамская война и арабо-израильские конфликты продемонстрировали
всем, что такая точка зрения ошибочна. Нагруженные боеприпасами
многоцелевые "Фантомы" 3-го поколения не могли идти на сверхзвуковой
скорости, и становились жертвами маневренных МиГ-17 - истребителей 1-го
реактивного поколения с традиционным пушечным вооружением. МиГи-21,
принадлежавшие ко второму поколению и отличавшиеся за счет мощного
двигателя и малого веса изрядной маневренностью и высокой скоростью
стали еще более опасным противником для идущих практически по прямой
ударных машин. В боях над Синаем вновь возродился маневренный воздушный
бой - МиГ-21 и Мираж-III доказали, что высший пилотаж рано списали со
счета.
В результате, 4-е поколение реактивных истребителей,
создавалось на основе компромиссов. Истребитель должен сохранять
высокую скорость - не менее двух скоростей звука на большой высоте - и
иметь возможность прорыва системы ПВО на сверхнизкой высоте и
околозвуковой скорости. Его летные характеристики должны позволить
вести маневренные схватки с применением пушек и ракет ближнего боя.
Радар истребителя должен иметь возможность одновременного слежения и
наведения оружия по нескольким целям вне дистанции прямой видимости.
"Героями нашего времени" стали американские F-15, F-16, F-18,
французский Мираж-2000, советские МиГ-29 и Су-27. Скоростные и высотные
характеристики многоцелевых истребителей нового поколения не возросли,
а иногда даже слегка упали. Рекорд скорости остался за
специализированным перехватчиком МиГ-31, неприспособленным для
маневренного воздушного боя, но причисленным к четвертому поколению за
счет мощнейшей РЛС.
Помимо роста возможностей самих
истребителей, смена поколений характеризовалась постоянным
совершенствованием системы управления воздушным боем. Истребители
первого поколения наводились с земли по радио на основе информации
наземных РЛС или визуального наблюдения, истребители второго поколения
уже имели собственную РЛС и могли наводиться как с ее помощью, так и с
помощью наземной РЛС в автоматическом режиме. Истребители третьего
поколения получили возможность взаимодействия сразу с несколькими
станциями наведения и самолетами дальнего радиолокационного
обнаружения. Четвертое поколение расширило эти возможности благодаря
многоканальным радарам и возможностью взаимного наведения самолетов в
группе. Самолет стал частью воздушно-наземного комплекса,
ответственного за обнаружение, сопровождение и уничтожение цели.
Работа
над пятым поколением реактивных истребителей стартовала в начале 80-х
годов XX века и сразу уперлась в споры по определению принадлежности
того или иного проекта к пятому поколению. Вопрос скорее философский,
нежели технический, но на его решение потребовалось полтора десятка
лет. США объявили характерными признаками самолетов пятого поколения
пониженную радиолокационную заметность и крейсерскую сверхзвуковую
скорость. СССР, а затем Россия добавили к этому списку качеств
сверхманевренность. Все участники процесса сошлись на том, что
истребитель должен иметь радиолокационное оборудование, позволяющее
обнаруживать цели не только в передней, но и в задней полусфере. И,
пожалуй, наиболее характерным признаком истребителя пятого поколения
является высочайшая степень интеграции машины в состав
воздушно-наземного комплекса.
Огромные возможности, которые
предоставляет бортовое оборудование машин пятого поколения могут быть
полностью реализованы только при наличии соответствующей информации,
поставляемой по различным каналам связи из множества источников - от
самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления,
самолетов электронной разведки, наземных РЛС, истребителей - соседей по
группе, и т.д.
В отсутствие подобного комплекса, состоящего из
десятков воздушных и наземных элементов, значительную часть
возможностей машин пятого поколения просто нельзя будет использовать, и
деньги, потраченные на закупку столь дорогостоящих истребителей,
окажутся выброшенными на ветер. В результате истребители нового
поколения будут практически бесполезны для развивающихся стран -
невероятно дорогие сами по себе, они потребуют системы обеспечения,
которую развивающиеся страны просто не смогут себе позволить.
В
итоге, если учитывать критерий "системности" истребителя, то из
множества проектов машин, родившихся в 90-е годы, останутся лишь три -
уже строевой F-22, пока экспериментальный F-35/JSF, и ожидаемый в
ближайший год отечественный И-21. Ни "Рафаль", ни "Еврофайтер", ни
"Грипен" не являются машинами пятого поколения. Так же как последние
машины на платформе Су-27 и МиГ-29 это многоцелевые машины 4-го "с
плюсом" поколения, машины, представляющие ценность прежде всего сами по
себе, а не как элемент сложнейшей боевой системы.
«Заходите к нам на огонек» — информационно - новостной сайт, предоставляющий ссылки на скачивание бесплатных материалов.
Все материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает.