Заходите к нам на огонёк! Пт, 17.05.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Прогноз погоды

Меню сайта

Категории раздела
Научные открытия [10]

Новости

Poker Strategy
Покер онлайн

Тэги

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Наука » Научные открытия

Истребители пятого поколения выходят на сцену.


Четвертое поколение реактивных истребителей, вышедшее на сцену в середине семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века, понемногу уходит. Перевооружение ВВС ведущих стран мира, запоздавшее на 10 лет, набирает обороты. Темп гонки задают США, которые в очередной раз принимают на вооружение новейшие истребители раньше остальных стран из числа ведущих авиапроизводителей. Но, чем больше говорится об истребителях пятого поколения, тем чаще задается вопрос: а что это такое? Какими характерными признаками должен обладать самолет, чтобы быть причисленным к машинам новейшего типа? Как вообще определяется принадлежность машины к тому или иному поколению?

Первое поколение, родившееся в середине-конце 40-х годов, просуществовало относительно недолго. От винтовых истребителей конца Второй Мировой войны первые реактивные самолеты отличались, помимо двигателя, большей на 150-200 километров в час скоростью, рабочим потолком в 13-15 тысяч метров против 10-11, заметно худшей чем у винтовых машин маневренностью. Вооружение и прицельно-навигационное оборудование оставалось практически таким же что и раньше - 2-3 пушки или 4-6 крупнокалиберных пулеметов, оптический прицел. Наиболее известными и характерными представителями первого поколения являются истребители МиГ-15 и F-86 Sabre. Дистанции воздушного боя в те времена не превышали нескольких сотен метров, и разгоревшиеся над Кореей бои, где впервые сошлись реактивные машины, практически не отличались от воздушных боев второй мировой. Со временем, характеристики машин становились лучше, и последние образцы истребителей первого поколения - такие, как МиГ-19 или F-100 Super Sabre - дости! гли сверхзвуковых скоростей. Кроме того, ряд машин первого поколения прошел модернизацию, получив радары и управляемые ракеты.

Реактивные истребители второго поколения, появившиеся на свет к середине 50х годов изначально проектировались как машины превышающие скорость звука в 1,5-2 раза (максимальные скорости достигли значений 1800-2200 километров в час), оснащенные радиолокационными станциями, и ракетами "воздух-воздух" с тепловыми (инфракрасными) и радиолокационными головками самонаведения. Ракеты и радар позволили компенсировать возрастание скоростей, увеличив дистанции воздушного боя и сохранив летчику хотя бы минимальное время на принятие решения. В это время с самолетов исчезают пушки - в эйфории "всемирной ракетизации" они повсеместно объявляются устаревшими. Совершенствование боевых машин идет путем непрерывного наращивания максимальной скорости и потолка полета. Наиболее яркие представители второго поколения - МиГ-21 в СССР, Мираж-III во Франции, и F-104 Super Starfighter в США служили в ВВС десятков стран мира долгие годы, причем МиГи и "Миражи" остаются в строю до сих пор.

Не успели машины второго поколения стать массовыми, как из ангаров КБ и авиазаводов выкатили первые истребители следующего, третьего поколения. Рост цен на современные истребители, тогда уже ставший заметным, потребовал сделать реактивные машины многоцелевыми. Именно способность выполнять различные задачи, и помимо завоевания господства в воздухе атаковать наземные цели с помощью управляемого оружия - стала отличительным признаком машин нового поколения. Повышение возможностей машины произошло благодаря прогрессу в электронике, появились компактные и мощные радары и оптические системы, пригодные для размещения на самолете. Возросший вес новых машин был компенсирован появлением мощных и вместе с тем экономичных двигателей.

F-4 Phantom II и МиГ-23, созданные, соответственно, в начале и конце 60-х годов, считаются самыми заметными представителями своего времени, но третье поколение породило и целую плеяду специализированных машин, которые относят к нему из-за наличия мощного и разнообразного прицельно-навигационного оборудования и соответствующего ракетного вооружения. Такими самолетами, например, являются перехватчик МиГ-25 и ударные машины Су-24 и "Торнадо".

Третье поколение создавалось еще во времена повышенного увлечения ракетным вооружением, и ничего кроме разнообразных ракет новые самолеты поначалу не несли. Воздушный бой во время их проектирования сводился к решению математической задачи - перехват скоростной маломаневренной цели еще более скоростной и столь же маломаневренной ракетой. Но десятилетняя вьетнамская война и арабо-израильские конфликты продемонстрировали всем, что такая точка зрения ошибочна. Нагруженные боеприпасами многоцелевые "Фантомы" 3-го поколения не могли идти на сверхзвуковой скорости, и становились жертвами маневренных МиГ-17 - истребителей 1-го реактивного поколения с традиционным пушечным вооружением. МиГи-21, принадлежавшие ко второму поколению и отличавшиеся за счет мощного двигателя и малого веса изрядной маневренностью и высокой скоростью стали еще более опасным противником для идущих практически по прямой ударных машин. В боях над Синаем вновь возродился маневренный воздушный бой - МиГ-21 и Мираж-III доказали, что высший пилотаж рано списали со счета.

В результате, 4-е поколение реактивных истребителей, создавалось на основе компромиссов. Истребитель должен сохранять высокую скорость - не менее двух скоростей звука на большой высоте - и иметь возможность прорыва системы ПВО на сверхнизкой высоте и околозвуковой скорости. Его летные характеристики должны позволить вести маневренные схватки с применением пушек и ракет ближнего боя. Радар истребителя должен иметь возможность одновременного слежения и наведения оружия по нескольким целям вне дистанции прямой видимости. "Героями нашего времени" стали американские F-15, F-16, F-18, французский Мираж-2000, советские МиГ-29 и Су-27. Скоростные и высотные характеристики многоцелевых истребителей нового поколения не возросли, а иногда даже слегка упали. Рекорд скорости остался за специализированным перехватчиком МиГ-31, неприспособленным для маневренного воздушного боя, но причисленным к четвертому поколению за счет мощнейшей РЛС.

Помимо роста возможностей самих истребителей, смена поколений характеризовалась постоянным совершенствованием системы управления воздушным боем. Истребители первого поколения наводились с земли по радио на основе информации наземных РЛС или визуального наблюдения, истребители второго поколения уже имели собственную РЛС и могли наводиться как с ее помощью, так и с помощью наземной РЛС в автоматическом режиме. Истребители третьего поколения получили возможность взаимодействия сразу с несколькими станциями наведения и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Четвертое поколение расширило эти возможности благодаря многоканальным радарам и возможностью взаимного наведения самолетов в группе. Самолет стал частью воздушно-наземного комплекса, ответственного за обнаружение, сопровождение и уничтожение цели.

Работа над пятым поколением реактивных истребителей стартовала в начале 80-х годов XX века и сразу уперлась в споры по определению принадлежности того или иного проекта к пятому поколению. Вопрос скорее философский, нежели технический, но на его решение потребовалось полтора десятка лет. США объявили характерными признаками самолетов пятого поколения пониженную радиолокационную заметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость. СССР, а затем Россия добавили к этому списку качеств сверхманевренность. Все участники процесса сошлись на том, что истребитель должен иметь радиолокационное оборудование, позволяющее обнаруживать цели не только в передней, но и в задней полусфере. И, пожалуй, наиболее характерным признаком истребителя пятого поколения является высочайшая степень интеграции машины в состав воздушно-наземного комплекса.

Огромные возможности, которые предоставляет бортовое оборудование машин пятого поколения могут быть полностью реализованы только при наличии соответствующей информации, поставляемой по различным каналам связи из множества источников - от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, самолетов электронной разведки, наземных РЛС, истребителей - соседей по группе, и т.д.

В отсутствие подобного комплекса, состоящего из десятков воздушных и наземных элементов, значительную часть возможностей машин пятого поколения просто нельзя будет использовать, и деньги, потраченные на закупку столь дорогостоящих истребителей, окажутся выброшенными на ветер. В результате истребители нового поколения будут практически бесполезны для развивающихся стран - невероятно дорогие сами по себе, они потребуют системы обеспечения, которую развивающиеся страны просто не смогут себе позволить.

В итоге, если учитывать критерий "системности" истребителя, то из множества проектов машин, родившихся в 90-е годы, останутся лишь три - уже строевой F-22, пока экспериментальный F-35/JSF, и ожидаемый в ближайший год отечественный И-21. Ни "Рафаль", ни "Еврофайтер", ни "Грипен" не являются машинами пятого поколения. Так же как последние машины на платформе Су-27 и МиГ-29 это многоцелевые машины 4-го "с плюсом" поколения, машины, представляющие ценность прежде всего сами по себе, а не как элемент сложнейшей боевой системы.


Источник: http://www.srul.ru
Категория: Научные открытия | Добавил: reystlin (03.08.2009)
Просмотров: 482 | Теги: истребители, самолеты | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Наша копилка
    Спасибо!
    Спасибо!
    Спасибо за помощь!
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Поиск

Приват Банк

Оплата услуг
МОМЕНТАЛЬНАЯ ОПЛАТА
за WebMoney, RBK Money,
MoneyMail, WebCreds,
Яндекс.Деньги, Элекснет

Реклама

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
«Заходите к нам на огонек» — информационно - новостной сайт, предоставляющий ссылки на скачивание бесплатных материалов.
Все материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает.